Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Министерством спорта Российской Федерации (разработчик Козырев-Гаджиев Дмитрий Намикович — начальник отдела Правового департамента Минспорта России), рассмотрен на заседании Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации 06.10.2015 года, а также в ходе заочного обсуждения, составом экспертов:

— Эпштейн Михаил Маркович — президент Общероссийской общественной организации «Федерация профессионального рукопашного боя», Член Экспертного совета при Правительстве РФ;
— Арустамов Вадим Артемович — президент Межрегиональной Общественной Организации «Мы-Дети России»;
— Хаустов Алексей Николаевич — президент Московской областной физкультурно-спортивной общественной организации «Союз боевого спорта»;
— Степаненко Иван Леонидович – советник президента Центра подготовки силовых структур по правовым вопросам;
— Мастюгин Сергей Юрьевич — генеральный директор Инвестиционно-финансового центра «Эксперт РП», Вице-президент Региональной общественной организации «ФЕДЕРАЦИЯ КАРАТЭДО МАБУНИ СИТО-РЮ», мастер спорта по каратэ, судья национальной категории;
— Малый Алексей Алексеевич – президент Общероссийской общественной организации «Федерация боевого самбо России», доктор экономических наук;
— Дмитриева Марина Георгиевна — эксперт регионального отделения ОНФ в Московской области;
— Волостных Валерий Валентинович — профессор кафедры физической культуры и спорта НИУ «МЭИ», директор ЦПП «ЦБС им. А.А. Харлампиева», кандидат педагогических наук, Заслуженный тренер РФ, мастер спорта СССР по самбо и дзюдо, мастер спорта РСФСР по национальной борьбе;
— Аверченко Владимир Александрович — Ректор Института Проблем Саморегулирования.

Проект изменений в Кодекс об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации, предусматривает введение штрафов за организацию и (или) проведение соревнований по видам спота, которые не признаны в установленном порядке в РФ, если в таких мероприятиях участвуют лица, «возраст которых допускает возникновение опасности для их жизни и здоровья».

Помимо этого, предложено ввести ответственность за использование наименований «чемпионат Российской Федерации», «кубок Российской Федерации», «первенство Российской Федерации» и подобных словосочетаний, если такие названия были использованы без санкции уполномоченного ведомства. Также предполагается налагать штрафы за организацию и проведение национальных первенств по непризнанным видам спорта.

Также, предлагается ввести ответственность за нарушение организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (организациями, которым организатором делегированы права на проведение таких мероприятий) Правил расходования средств, полученных организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий от реализации прав на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в местах проведения этих мероприятий, а также от реализации прав на размещение указанной рекламы во время теле- и радиотрансляций физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.

Предполагается, что законопроект, в случае его принятия, вступит в силу через три месяца после официального опубликования — 1 июля 2016 года.

С целью объективной оценки целесообразности и эффективности мер, предусматриваемых законопроектом, перед экспертами были поставлены вопросы:

1. Имеет ли место проблема, которая требует предлагаемого регулирования?
2. Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?
3. Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
4. Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?
5. Соответствует ли предлагаемое регулирование действующему ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»?
6. Соответствует ли предлагаемое регулирование действующему ФЗ «Об общественных объединениях» (организациях)?
7. Существуют ли альтернативные и более эффективные способы решения проблемы?

По мнению экспертов, Законопроект не может быть поддержан в силу следующих причин.

Отвечая на поставленные вопросы, эксперты пришли к следующему заключению:

1. Имеет ли место проблема, которая требует предлагаемого регулирования?

Само появление Законопроекта, по мнению Экспертного совета, явилось следствием стремления регулятора — Минспорта РФ, распространить правовые, организационные и экономические правила в области физической культуры и спорта, установленные ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», на любую деятельность, имеющую признаки физкультуры и спорта, в том числе на самодеятельную активность граждан.

Однако, очевидно, что поскольку не любая инициатива граждан в сфере организации досуга, проводимая в состязательной форме (например, различные «веселые старты», спортивные конкурсы на народных праздниках), признается Минспортом РФ в качестве отдельного вида спорта или дисциплины вида спорта, это означает, что данное не является частью отрасли, соответственно, для министерства не является предметом регулирования.

Между тем, исследуемая законодательная инициатива, может расцениваться как попытка узаконивания вмешательства Минспорта в деятельность многих общественных объединений, как раз, не являющихся частью отрасли, поскольку большая часть (около 80%) общественных объединений (ассоциаций, федераций) развивают виды спорта, официально не признанные в Российской Федерации и не аккредитованы по виду спорта. Большинство таких физкультурно-спортивных организаций официально зарегистрированы Минюстом РФ в качестве общественных объединений, имеющих общероссийский статус, добросовестно осуществляют свою деятельность. Кроме того, отсутствие аккредитации по виду спорта означает, что деятельность таких организаций построена на условиях полного самофинансирования, а законно получаемые средства, в соответствии с ФЗ «Об общественных объединениях», расходуются ими на уставные цели.

В этой связи, представляется, что распространение действия Приказа Минспорта России от 26.02.2015 N 168 «Об утверждении правил расходования средств, полученных организаторами физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий от реализации прав на размещение рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, в местах проведения этих мероприятий, а также от реализации прав на размещение указанной рекламы во время теле- и радиотрансляций физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий», в том числе, распространение предусмотренных в исследуемом Законопроекте санкций, налагаемых на нарушителей данных правил, на общественные объединения – ассоциации, федерации, не аккредитованные по виду спорта, равно как на другие физкультурно-спортивные организации, развивающие виды спорта, официально не признанные в РФ — не обосновано.

Требование регулятора навести порядок в части применения п.13 ст. 20 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающего, что статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования могут иметь только официальные спортивные соревнования – на сегодняшний день законодательно обосновано. Хотя данная норма не выглядит справедливой в отношении федераций, союзов и ассоциаций, созданных в качестве общероссийских общественных организаций, действующих на территории более половины субъектов РФ, и зачастую, имеющих сотни тысяч членов.

В качестве примера, можно привести Федерацию боевого самбо России, объединяющую в своих рядах около миллиона спортсменов и тренеров, проводящую ежегодно на территории России сотни соревнований различного уровня, но не имеющую госаккредитации, т.к. ее проведение не предусмотрено для спортивных дисциплин, а введение мер административной ответственности ставит федерацию в неравное положение с федерациями численно значительно меньшими, но получившими аккредитацию.

Предлагаемая законодательная инициатива подготовлена Минспортом без учета существующих реалий и без должной проработки вопроса, когда аккредитованная по виду спорта организация не уделяет должного внимания развитию спортивных дисциплин.

Проведение соревнований общероссийского уровня физкультурно-спортивными организациями, не имеющими аккредитации по виду спорта должно быть для Минспорта поводом для проведения анализа деятельности аккредитованной федерации на предмет выполнения ею возложенных функций, а не для применения репрессивных мер. По нашему мнению, не стоит запрещать те или иные сложившиеся общественные явления, имеющие позитивную социальную направленность.

Таким образом, говоря о той части Законопроекта, которая предусматривает введение санкций за «Незаконное использование наименования «чемпионат Российской Федерации», «кубок Российской Федерации», «первенство Российской Федерации», а также образованных на их основе словосочетаний», отвечая на вопрос о том, имеет ли место проблема, требующая регулирования, эксперты сходятся во мнении, что введение безадресной репрессивной нормы – не целесообразно.

Наибольшую озабоченность экспертного сообщества вызывает попытка регулятора ввести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты РФ, позволяющие привлекать к административной ответственности граждан и юридические лица за организацию физкультурных мероприятий и (или) соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам.

Аргументация пояснительной записки к законопроекту основана на ни чем не подкрепленных выводах.

Указывая на организации, развивающие виды спорта, официально не признанные в РФ и не получившие аккредитацию по виду спорта, как на объект исследования, автор пояснительной записки не оперирует ни какими статистическими выкладками, не приводит ни каких фактических данных.

В пояснительной записке говорится: «… мониторинг деятельности физкультурно-спортивных организаций показывает, что такие организации не в силах самостоятельно и эффективно решать возникающие перед ними проблемы». Однако в документе не представлено никакой информации об указанном выше мониторинге — процедуре, его территориальном охвате, исследуемой проблематике и пр.. Соответственно, данное утверждение не обосновано, не раскрывает характер проблем, о которых идет речь. Не ясно, на каком основании были сделаны выводы о том, что эти проблемы существуют, и о том, что физкультурно-спортивные организации не способны эффективно их решать.

Например, Общероссийская общественная организация «Федерация боевого самбо России», Общероссийская общественная организация «Федерация профессионального рукопашного боя», а также ряд других общероссийских общественных организаций, о состоянии дел которых экспертам доподлинно известно, не были объектами исследования.

Автор законопроекта предполагает введение административной ответственности за «низкий уровень организации соревнований». При этом не понятно, на основании каких критериев будет оцениваться чиновниками уровень организации, и что именно подразумевается под низким уровнем организации. Низкий уровень организации и несоблюдение законодательства при проведении спортивных соревнований – не одно и то же.

В пояснительной записке также идет речь об отсутствии на соревнованиях квалифицированного тренерского и судейского состава. Данное утверждение не подтверждается никакими фактами.

Информация о многочисленных физических травмах на соревнованиях не достоверна и вызывает массу вопросов, в первую очередь, кто (ФИО), когда и каким образом определил такую статистику. Без конкретных данных и сравнительного анализа безответственно делать такие серьезные выводы.

Предположение, что соревнования с участием несовершеннолетних ведут к «негативным последствиям для развития психики детей» не имеет никакой научной основы. Сложно не заметить, что даже сама фраза, взятая в кавычки, построена неграмотно, что вызывает сомнения в компетентности ее автора.

Авторы законопроекта, обеспокоенные возникновением опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних участников, экстраполируют отсутствие контроля одной узкой области (обеспечения безопасности при проведении соревнований) на соревновательный процесс в целом, предлагая запретить соревнования совсем. Чем обусловлена эта экстраполяция – непонятно, когда совершенно логично ввести ту же самую административную ответственность, те же штрафы за конкретные факты несоблюдения хорошо регламентированных и всем понятных правил безопасности при проведении спортивных мероприятий. Безадресность претензий подобна утверждению: «Люди совершают преступления, значит, быть человеком незаконно».

Таким образом, отвечая на первый вопрос, эксперты сошлись во мнении, что перечисленные регулятором проблемы обозначены некорректно. Сама законодательная инициатива может быть мотивирована целью принуждения граждан и организаций к вступлению в объединения, подконтрольные Минспорту и узкому кругу заинтересованных, аккредитованных по видам спорта, организаций, может иметь «заказной» характер, и в этом случае противоречит ст. 30 Конституции Российской Федерации.

2. Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?

Озабоченность Минспорта, вызванная отсутствием полного контроля над всей сферой деятельности в области развития физкультуры и спорта в РФ, в общем, понятна. Однако экспертное сообщество настораживает безадресность претензий, которые воспринимаются, как попытка введения репрессий.

Без подвижничества энтузиастов немыслимо развитие массового физкультурного движения, не появились бы и не были бы официально признаны в Российской Федерации многие популярные ныне виды спорта — художественная гимнастика, например, или восточные виды (каратэ, тхэквондо, ушу). Без энтузиастов и впредь не появится новых видов спорта.

Между тем, на пути развития многих самобытных видов спорта, в т.ч. национальных, на данный момент, существуют бесчисленные препятствия. Принятие исследуемого законопроекта приведет к удушению массового физкультурно-спортивного движения, всякой инициативы энтузиастов, поставит непреодолимые препятствия на пути развития новых видов спорта, которые не успели получить государственное признание на территории РФ. Такие оценки приводят к выводам о том, что поставленные регулятором задачи должны иметь иные пути решения, которые, скорее, лежат в области либерализации законов, увеличения прозрачности в деятельности Минспорта и поощрения инициативы снизу.

В этой связи необходимо опереться на мнение экспертного сообщества, до сих пор крайне слабо учитываемое в данной сфере.

3. Какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

Как было сказано выше, наибольшую озабоченность экспертного сообщества вызывает попытка регулятора ввести ответственность за организацию физкультурных мероприятий и (или) соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам.

Предложенные в законопроекте меры по фактическому запрету на проведение соревнований по официально не признанным в РФ видам спорта и спортивным дисциплинам, не аккредитованными по виду спорта и спортивным дисциплинам организациями, устанавливают непреодолимый барьер на пути появления новых видов спорта и спортивных дисциплин.

В соответствии с п. «е», ст. 18 и п. «в» ст. 19 Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения, утвержденного приказом Министерства спорта РФ от 02.09.2013 г. за № 702, «К заявлению о признании вида спорта прилагаются … копии протоколов соревнований по заявляемому виду спорта, проведенных в течение года до момента подачи заявления о признании вида спорта», к заявлению о признании спортивной дисциплины необходимо приложить документы, содержащие сведения о количестве занимающихся в Российской Федерации и количестве проведенных в Российской Федерации соревнований.

То есть, процедура признания видов спорта и спортивных дисциплин и включения их в ВРВС основывается на данных о его фактическом развитии в Российской Федерации. Если не будет законной возможности развивать на территории РФ вид спорта, спортивную дисциплину, то они и не будут признаны, а организации не будут аккредитованы. Здравый смысл подсказывает, что либо регулятор ошибся, либо Минспорт решил «подвести черту» под ВРВС и призвал общество смириться с тем, что перечень видов спорта и спортивных дисциплин на сегодня является исчерпывающим. Поскольку под «каток репрессий» планируется отправить не аккредитованные организации, то перечень аккредитованных организаций будет впредь незыблем.

Применение предлагаемых запретительных мер приведет к закрытию тысяч спортивных секций, клубов и школ по всей стране, поскольку большинство видов спорта являются соревновательными, и без проведения спортивных соревнований не имеют смысла. В результате сотни тысяч российских детей будут вынуждены оставить спорт, уйти «на улицу» или в виртуальный мир. Последствия введения такого законопроекта очень опасны, особенно тем, что эта опасность имеет латентный характер. На самом деле, именно в этом следует усматривать негативное влиянии на детскую психику.

Кроме того, установление ответственности за проведение соревнований физкультурно-спортивными организациями, не имеющими аккредитации по виду спорта, но созданных с целью развития спортивной дисциплины, чревато серьезным ущемлением прав таких организаций, прав множества спортсменов занимающихся по спортивной дисциплине.

Данная норма поставит в неравное положение физкультурно-спортивные организации, особенно вновь создаваемые, т.к. большинство аккредитованных Федераций изначально получили свой статус автоматом, по наследству в результате правопреемства, а не на конкурсной основе с учетом заслуг, достижений и показателей в развитии вида спорта и спорта в целом.

Более того, размытые формулировки, использованные в тексте законопроекта, допускают максимально широкое и вольное толкование, способное поставить в положение «вне закона» проведение любых видов самодеятельных физкультурно-массовых мероприятий, хоть то – прыжки в мешках на веселых стартах, народные забавы в виде лазанья по столбам на масленицу или бои на подушках на сабантуе. Даже если законотворец не имел ничего подобного ввиду, то применение закона «на местах» обязательно превзойдет его первоначальный замысел.

Предлагаемый законопроект следует подвергнуть детальному анализу с точки зрения его соответствия требованиям ч.2. ст. 41 Конституции РФ и принципам законодательства о физической культуре и спорта, сформулированным в ст. 3 Федерального закона № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», гарантирующих обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, а также содействие развитию всех видов и составных частей спорта, в том числе детско-юношеского спорта, школьного спорта и студенческого спорта, с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.

В этой связи уместно процитировать письмо Смирнова Михаила Николаевича — председателя регионального отделения Федерации боевого самбо России в Санкт-Петербурге, тренера высшей категории по боевому самбо: «Интересно, а как быть с национальными видами борьбы, которые не входят в реестр видов спорта? Запрещать народам заниматься их национальной культурой? И это в России, многонациональной стране? Это приведёт к росту национальной напряжённости и недовольства. Нужно ли это Президенту, особенно в настоящее непростое время? …».

4. Какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования?

Отсутствие честного обоснования необходимости предлагаемого регулирования, устойчивое впечатление о фальсификации мониторинга и «заказном» характере законопроекта, вкупе с убежденностью экспертов в крайне негативном эффекте от мер, предусмотренных законопроектом — не позволяют говорить о выгодах с точки зрения интересов государства и общества.

5. Соответствует ли предлагаемое регулирование действующему ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»?

Предлагаемое регулирование, как было отмечено выше, соответствует действующему ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» лишь в части применения п.13 ст. 20, в соответствии с которым статус и наименование чемпионата, кубка или первенства Российской Федерации могут иметь только официальные спортивные соревнования. Хотя данная норма не отвечает действительному положению вещей, не справедлива, и, по мнению экспертов, требует пересмотра. Введение санкций в виде наложения административных штрафов на граждан, на должностных и юридических лиц – излишняя мера.

Предложение налагать штрафы на нарушителей Приказа Минспорта России от 26.02.2015 N 168 на общественные объединения – ассоциации, федерации, не аккредитованные по виду спорта, равно как на другие физкультурно-спортивные организации, развивающие виды спорта, официально не признанные в РФ, обоснованное подозрением в том, что «существует высокая вероятность использования … денежных средств на иные цели, не связанные с развитием физической культуры и спорта» — является образцом попытки вмешательства в дела общественных объединений с применением в их отношении презумпции виновности. Предлагаемое регулирование не предусмотрено ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Попытка регулятора внести изменения в КоАП и отдельные законодательные акты РФ, позволяющие штрафовать граждан и юридические лица за организацию физкультурных мероприятий и (или) соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам прямо противоречит ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», предусматривающему порядок признания новых видов спорта и спортивных дисциплин на основе данных о их фактическом развитии в РФ в течение не менее одного года. В этой части законопроект покушается на законные права граждан и их общественных объединений, гарантированные ст. 30 и ч. 2 ст. 41 Конституции РФ.

6. Соответствует ли предлагаемое регулирование действующему ФЗ «Об общественных объединениях» (организациях)?

Законопроект не согласуется с интересами многих общественных объединений (организаций), добросовестно осуществляющих свою деятельность в сфере физической культуры и спорта, допускает дискриминацию в части нарушения норм, установленных ст. 15 ФЗ «Об общественных объединениях», определяющих принципы равенства общественных объединений перед законом, самоуправления, свободы в определении внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Законопроект является покушением на вмешательство органа гос. власти в деятельность общественных объединений, в нарушение ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях», при этом, аргументация, которой оперирует регулятор, надуманная и не является основанной на фактах и достоверных статистических данных.

7. Существуют ли альтернативные и более эффективные способы решения проблемы?

Поскольку, по мнению экспертов, законопроект не может быть поддержан в силу перечисленных причин, а сложившиеся противоречия между регулятором и не аккредитованными организациями, развивающими официально не признанные в РФ виды спорта и спортивные дисциплины, требуют разрешения, необходима совместная работа Министерства, экспертов и представителей заинтересованных общероссийских общественных организаций над поиском взаимоприемлемых решений.

Для совместной работы над разрешением главного противоречия – задачей регулятора по распространению применения отраслевых правил на все организации, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта, которые, в свою очередь, стремятся стать частью отрасли, но не могут, в силу административных барьеров, установленных тем же регулятором, может быть сформирована рабочая группа. В состав рабочей группы должны войти представители Министерства, эксперты и представители заинтересованных общероссийских общественных организаций.

Предметом основного внимания такой рабочей группы должен стать поиск компромиссных путей в области совершенствования системы законодательных норм и регламентов по признанию видов спорта, спортивных дисциплин и аккредитации организаций по видам спорта и спортивным дисциплинам.

Очевидно, что не прозрачная разрешительно-приказная система признания видов спорта не отвечает требованиям времени, в том числе не соответствует интересам и задачам самого регулятора, выводит в неподконтрольную ему и даже теневую сферу значительную часть отрасли.

Необходимо переосмысление и реформирование подходов в области признания видов спорта, спортивных дисциплин и аккредитации организаций по видам спорта и спортивным дисциплинам, с целью создания наиболее благоприятного для развития физкультуры и спорта климата. Требуется модернизация законодательства с учетом создания полноценной конкурентной, подвижной среды в сфере физической культуры и спорта.

Например, может быть упрощен порядок перевода спортивной дисциплины в категорию вид спорта. В сегодняшней редакции Приказа такой порядок, по сути, вообще не предусмотрен, что существенно ограничивает возможности для поступательного развития спортивных дисциплин. В настоящее время это возможно путем исключения дисциплины из ВРВС с последующим рассмотрением вопроса о виде спорта «с нуля». В свою очередь, исключение из Реестра возможно при невыполнении нормативных предписаний, касающихся в первую очередь проведения соревнований. Так образуется замкнутый круг, который не дает возможности решения этого вопроса нормальным, легитимным путем. Разомкнуть этот круг возможно, предусмотрев ответственность спортивных Федераций аккредитованных по видам спорта за ненадлежащее внимание к работе по развитию соответствующих дисциплин, проведению полноценных соревнований, а не показушных «для галочки». Ответственность должна предусматривать меры, вплоть до приостановления и дальнейшего лишения аккредитации.

Ст. 48 Приказа Минспорта России от 02.09.2013 N 702 «Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения» может быть дополнена пунктом 48.1 «Допускается рассмотрение Министерством вопроса о разделении вида спорта на основании заявления, поданного в соответствии с требованиями настоящего Приказа, заинтересованной физкультурно-спортивной организацией, созданной в целях развития спортивной дисциплины (части вида спорта), при том, что в поданном заявлении имеются достаточные данные о невыполнении аккредитованной по виду спорта Федерацией своих обязанностей по развитию спортивной дисциплины (части вида спорта).

Достаточными признаются данные о не проведении аккредитованной по виду спорта спортивной Федерацией межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в течение 2 лет по спортивной дисциплине (части вида спорта).».

Данный пример иллюстрирует ситуацию, когда отнюдь не нежелание какой-то организации выполнить требование по аккредитации, а статичность действующего порядка является препятствием для того, чтобы организация стала законной частью отрасли. Соответственно, ситуация требует «лечения», а не «ампутации».

Эксперты уверены, что рабочая группа, о целесообразности которой говорилось выше, будет способна найти пути разрешения подобных «головоломок», что будет способствовать развитию отрасли.

Вывод:

Законопроект не может быть поддержан экспертами, как не отвечающий задачам развития физкультуры и спорта. Установление репрессивного режима в отношении организаций, ведущих активную работу в данной сфере, не достигнет заявленных целей, но однозначно создаст условия для удушения массового физкультурно-спортивного движения и почву для коррупции в этой области деятельности. Такой режим способен остановить развитие самодеятельных традиций, установит непреодолимые барьеры на пути признания новых видов спорта, спортивных дисциплин и аккредитации по ним организаций.

Законодательная инициатива регулятора вместо установления порядка и режима наибольшего благоприятствования в отрасли, на деле, уже только фактом явления обостряет существующие противоречия и конфронтацию среди физкультурно-спортивных организаций, по своему характеру далекую от здоровой конкуренции и честной работы. Создает, как уже было сказано, питательную среду для коррупции в области физической культуры и спорта.

Тем не менее, добросовестно работающие организации, выступают за создание единого пространства, на котором действуют нормальные, понятные, прозрачные правила, создающие для всех равно-благоприятные условия для сосуществования и развития. Если Минспорта РФ, наконец, займет конструктивную позицию и начнет диалог с экспертным сообществом, представляющим широкую спортивную общественность, весь спектр проблем будет решаться эффективно и быстро. Только таким подходом можно руководствоваться, если забота о благополучии миллионов сограждан не является фальшивой.

Принято 20 октября 2015 года.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(Минэкономразвития РФ)

об оценке регулирующего воздействия

на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта)

 

Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области физической культуры и спорта) (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минспортом России (далее — разработчик), и сообщает следующее.

Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.

Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 28 августа по 8 сентября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в период 8 сентября по 5 октября 2015 г.

По информации разработчика замечаний и предложений в ходе проведения публичных обсуждений уведомления о подготовке проекта акта не поступило.

В рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета поступило 159 предложений и замечаний от 54 экспертов, из которых, согласно сводке предложений и замечаний, 153 предложения были учтены и 6 отклонены.

Вместе с этим обращаем внимание, что при комментировании полученных 159 замечаний и предложений разработчиком дублировался один и тот же ответ на все поступившие замечания и предложения.

Таким образом, комментарии были даны без учета смысловой нагрузки полученных замечаний и предложений.

Учитывая изложенное, представляется необходимым разработчику рассмотреть поступившие в рамках публичных обсуждений замечания по существу и представить сводку предложений с указанием сведений об их учете или причинах отклонений.

Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.regulation.gov.ru (IDпроекта 02/04/08-15/00039339).

Проектируемым регулированием предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 № 329 «О физической культуре и спорте» (далее – закон № 329-ФЗ), а также в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

Объектом регулирования с точки зрения оценки регулирующего воздействия являются организации и индивидуальные предприниматели, проводящие различные физкультурные и спортивные мероприятия, предусматривающие, в том числе, тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием несовершеннолетних.

Следует отметить, что развитие физической активности подростков посредством различных спортивных мероприятий в подростковом возрасте имеет важную физиологическую значимость для самого подростка, а также социальную в целом.

Обращаем внимание на ряд рисков, связанных с реализацией проекта акта.

Согласно положениям Закона № 329-ФЗ под «спортивными мероприятиями» следует понимать спортивные соревнования, а также тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов, под «физкультурными мероприятиями» следует понимать организованные занятия граждан физической культурой.

Проектом акта предлагается установить запрет на «проведение физкультурных мероприятий или спортивных соревнований по не признанным в Российской Федерации в установленном порядке видам спорта, спортивным дисциплинам, участие в которых допускает возникновение опасности для жизни и здоровья, среди (или) с участием несовершеннолетних».

Обращаем внимание на неясность формулировки «допускает возникновение опасности для жизни и здоровья».

Остается неясным, кем будет оцениваться опасность того или иного вида спорта, по каким критериям. Представляется, что проектируемое требование допускает широкое толкование, недопустимое при формировании запретительных норм и установлении административной ответственности за их нарушение.

Кроме того, обращаем внимание, что согласно приказу Минспорта России от 2 сентября 2013 г. № 702 «Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения» порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядок его ведения устанавливает требования к виду спорта, спортивной дисциплине, подлежащей признанию, процедуру признания видов спорта, спортивных дисциплин, а также состав сведений, включаемых во Всероссийский реестр видов спорта (далее — Реестр), процедуру включения видов спорта, спортивных дисциплин в Реестр и внесения изменений в Реестр.

Так согласно Реестру признанными видами спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных, национальных видов спорта, а также видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне) являются следующие виды:

Флаинг диск;

Автомодельный спорт;

Айсшток ;

Ездовой спорт;

Корфбол;

Петанк;

Регбол;

Скейтбординг;

Роллер спорт.

Обращаем внимание, что в настоящее время существует более 130 непризнанных в Российской Федерации в установленном порядке видов спорта по которым проводятся различные соревнования и турниры среди подростков.

Так в случае принятия проекта акта в данной редакции порядка 130 видов спорта рискуют стать запрещенными среди несовершеннолетних, из них в частности: акробатический рок-н-ролл, бадминтон, баскетбол, бейсбол, биатлон, борьба на поясах, велоспорт-ВМХ, велоспорт-маунтинбайк, велоспорт-трек, велоспорт-шоссе, водное поло, однолыжный спорт, воздухоплавательный спорт, волейбол, восточное боевое единоборство, всестилевое каратэ, горнолыжный спорт, городошный спорт, гребля на байдарках и каноэ, гребной слалом, гребной спорт, дартс, джиу-джитсу, дзюдо, капоэйра, каратэ, кендо, кёрлинг, кикбоксинг, кинологический спорт, киокусинкай, конный спорт, конькобежный спорт, лапта, легкая атлетика, лыжное двоеборье, лыжные гонки, морское многоборье, настольный теннис, парусный спорт, перетягивание каната, плавание, планерный спорт, подводный спорт, практическая стрельба, прыжки в воду, прыжки на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, пэйнтбол, радиоспорт, рыболовный спорт, синхронное плавание, скалолазание, сквош, сноуборд, спортивная борьба, спортивно-прикладное собаководство, спорт глухих, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, спорт лиц с поражением ОДА, спорт слепых, спортивная акробатика, спортивная аэробика, спортивная гимнастика, спортивное ориентирование, спортивный бридж, спортивный туризм, стендовая стрельба, стрельба из арбалета, стрельба из лука, судомодельный спорт, сумо, танцевальный спорт и другие виды спорта.

  1. и оборудования, использование и (или) применение которых допускает возникновение опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних, согласно проектируемым нормам, будет утвержден Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее соответственно – Договор, Союз) от 29 мая 2014 г. установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза.

Технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень.

При этом государства-члены не допускают установление в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.

Учитывая изложенное, предложение об утверждении Правительством Российской Федерации отдельного перечня спортивного инвентаря и оборудования противоречит положениям Договора.

Вместе с этим, полагаем целесообразным разработчику представить пояснения в отношении того, какие «действия (элементы вида спорта)», «спортивный инвентарь» и «оборудование «допускают возникновение опасности для жизни и здоровья несовершеннолетних».

Считаем необходимым при этом предоставить информацию о способах отнесения указанных объектов к «допускающим опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних».

Не ясно, кем может быть оценена возможность возникновения опасности для жизни и здоровья, на основании каких критериев.

Кроме того, обращаем внимание, что разработчиком не представлены конкретные проблемы, наличие которых привело к необходимости введения проектируемых запретов.

Обращаем внимание, что при отсутствии четкого понимания вводимых проектом актом понятий, критериев их определения, способов и механизмов контроля за проектируемым запретом возможен риск возникновения необоснованного взимания штрафов и, как следствие, закрытие детских и юношеских спортивных школ и секций добросовестно осуществляющих свою деятельность.

  1. проекты актов, регулирующие отношения, указанные в пункте 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 и пунктом 3(1) Правил подготовки нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Минэкономразвития России методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.

Сводный отчет не содержит указанной информации

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

http://regulation.gov.ru/Projects#npa=39339